Меняйте свою жизнь к лучшему без борьбы с самим собой
Как вы вспоминаете какое-нибудь приятное событие? Возможно, вам видятся картинки этого располагающего места, прокручивается душевный разговор или у вас просто благостное чувство.
Ответ на подобный вопрос поможет вам определить свой доминирующий канал восприятия окружающего мира. С помощью какого органа чувств вы получаете, анализируете и запоминаете информацию лучше всего. Это поможет вам эффективно использовать свою память. На сегодняшний день это самый популярный и самый простой в мире способ узнать, как лучше запоминать.
Вам не только не придется тратить лишних усилий при усваивании новых данных, но и значительно облегчит жизнь. Вы откроете новую грань в самопознании. Станете чувствительны к возможностям других людей по-своему воспринимать мир. Это очень облегчит коммуникации и, возможно, изменит ваши отношения с близкими людьми. И вас точно больше не раздосадует, например, «отвернувшийся» собеседник, вы поймете, что он воспринимает мир звуками, и повернул к вам ухо, чтобы лучше вам внимать.
По природе человек имеет пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С их помощью мы получаем информацию об окружающем мире, анализируем и храним в памяти. По мере роста ребенка, его воспитания в семье и влияния окружения у него выделяется один или два крупных канала восприятия.
Конечно, это не означает, что человек не принимает другие виды информации для получения знаний, опыта и их запоминания. Нет человека только с визуальным или только аудиальным типом восприятия. Все типы смешанные и зависят от психологических особенностей человека. Здесь речь идет о лидирующем чувстве для связи с миром. И о том, что для эффективного запоминания важно определить, какой орган чувств вы используете в первую очередь.
Как определить визуала.
Такие люди основную информацию получают через зрительный канал. Они хорошо помнят образы вещей. Это могут быть и буквальные, и символические образы, и даже цифры. Визуалы обладают хорошим чувством направления, видят карты в своем воображении. Имеют отличные пространственные навыки, чувствуют размеры, формы, перспективу. Способны мысленно передвигать объекты в трехмерном пространстве. Обладают способностью помнить детали, цвета, лица или целые сцены.
Любят и понимают моду. Не выносят беспорядка. Часто видят цветные сны. Много жестикулируют, как бы дополняя зрительные образы. Легко отвлекаются. В разговоре, как правило, смотрят собеседнику в глаза. При воспоминании смотрят вдаль, визуализируя информацию. Визуал чаще других употребляет такие слова, как «давайте посмотрим», «я заметил», «видите ли, в чем дело», «это очевидно» и т.п.
Как определить кинестетика.
Это тип всех чувств: ощущения, осязания, вкуса, обоняния. Такой тип личности воспринимает мир на личном опыте. Информация для них становится реальной через физические ощущения. Им нравятся волнующие события. Действия для них весомее слов и образов. Любят работать руками: строить, мастерить, заниматься рукоделием. Для них естественны физические нагрузки, например, боевые искусства, танцы и спорт. Они хорошо скоординированы.
Кинестетики намного более чувствительны других типов к прикосновениям, всегда выбираю комфортные ткани, не выносят колючих свитеров.
Они не могут долго усидеть на месте. Например, расхаживают или занимаются домашними делами во время телефонного разговора. Прочитав инструкцию, тут же делают, иначе все прочитанное не имеет смысла.
Возможно, они выглядят немного нервными или людьми с неуемной энергией. Однако это, как правило, не так. Просто кинестетик слышит, видит и чувствует, когда действует. Практически не смотрит в глаза собеседнику. В разговоре часто прибегает к таким выражениям, как «я чувствую», «по моим ощущениям», «интересно попробовать» и т.д.
Как определить аудиала.
Для данного типа личности лучшее восприятие мира через слух. Как правило, у них хорошо развитая лексика и чувство языка. Любят содержательные беседы, четко и ясно формулируют свои идеи. Во время разговора могут даже закрывать глаза, чтобы не отвлекаться на визуальные картинки. Они любят читать вслух. Многие из них не боятся публичных выступлений. Хорошо объясняют. Не могут молчать подолгу.
Ценят и понимают музыку. Могут различать мельчайшие звуковые нюансы в шумовых эффектах, например, в кинофильмах.
Аудиалы не помнят лиц, но отлично узнают голоса и звуки. Могут иметь склонность бубнить, произнося свои мысли вслух. Имеют медленную технику чтения, т.к. проговаривают мысленно, а то и губами, текст. Хорошо запоминают имена. Придают серьезное значение словам. В их лексиконе всегда присутствуют такие фразы, как «звучит интересно», «надо это обсудить», «что вы на это скажете» и т.п.
В репрезентативной системе есть еще одни тип личности – дигитальный. Такой тип встречается очень редко. Это люди, воспринимающие и запоминающие информацию через логическое осмысление понятий, терминов, определений и своих чувств. Понимают мир по итогам анализа, изучения данных, взвешивания всех «за» и «против». Могут иметь огромный запас знаний. Речь часто безэмоциональная. Бывают крайне ранимы. Так как в первую очередь человек воспринимает мир чувствами, такой репрезентативный тип являет вторичным и рассматривается отдельно.
Визуалу. Такому типу личности подходит предоставление информации с яркими визуальными эффектами. Диаграммы, графики, слайды и интересный раздаточный материал подкрепляют запоминание на лекционных типах занятий.
Также визуалу очень полезно для запоминания составление интеллект карт. Где он красочно и логично изображает закодированную информацию. Прочность запоминания здесь основана на личных ассоциативных связях всех элементов. К тому же это готовый план. Визуалу легче других освоить мнемоническую технику запоминания, которая основана на преобразовании информации в колоритные образы.
Визуалу необходимо спокойное место для запоминания. Телевизор или малейшее движение в открытом окне легко его отвлекают. Для работы с текстам, в том числе и электронными, лучше всего применять цветовое выделение ключевых фрагментов. Также хорошо работают небольшие разноцветные наклейки с записями в нетипичных для обучения местах, но где он часто проходит мимо.
Кинестетику.
Для кинестика предпочтительнее обучающая обстановка, чтобы можно было двигаться или делать частые перерывы. Ему бы подошли выездные семинары, занятия на открытом пространстве, где есть много физических ощущений. Подойдут ролевые игры. Обучение с наглядными материалами также способствует запоминанию.
Это могут быть и мастер-классы, где реализовывается практический подход. Или видео обучение, когда можно тут же повторить, а значит запомнить навык или информацию через свой опыт.
Чтобы не потерять концентрацию в ходе прослушивания информации, для кинестетика лучше занять руки и делать заметки, графики, схемы или просто рисовать картинки. Так как для этого типа лучшее восприятие через физические ощущения, можно записывать важные для запоминания сведения не на обычных листах, а, например, на кусочках картона. Или приклеивать запись на коробочку. Тактильные ощущения этого характерного материала существенно помогут усвоению. Подойдет использование ароматов. Или размещение записок в холодильнике или в ванной, для ассоциации информации с чувством прохлады или влаги.
Аудиалу.
Аудиальный тип личности хорошо воспринимает речевой стиль преподавания. На семинарах и лекциях они могут использовать свою способность запоминать тон голоса, скорость речи лектора и его манеру преподносить предмет для закрепления новой информации.
Продуктивны также занятия с дискуссионным подходом к обучению. Устный разбор представленных материалов с напарником или с группой позволяет аудиалу усваивать информацию с большей детализацией. Запоминая ход обсуждения содержания с коллегами, он также получает готовые тезисы по этому предмету. Высказывания других учащихся помогают дополнить его познания в текущей теме.
Для запоминания текстов рекомендуется прочтение вслух с последующим пересказом или разъяснением предмета другому человеку. Обучение кого-то — это отличный способ лучше запомнить самому. Если заинтересованный человек не найдется, вполне подойдет и вымышленный. Отличный метод — записывание информации на диктофон.
Помните, что в каждом типе личности обязательно присутствует немного от двух других. Помочь определить, какой у вас ведущий вид репрезентативной системы и выработать свою личную методику запоминания
Чтобы получить новую информацию или навык для меня лучше:
На вопрос другого человека, как пройти куда-то, мне проще:
Для устного счета и проверки ответа мне удобнее:
При необходимости запомнить какой-нибудь список вещей для меня лучше:
Вспоминая о новом знакомом, что вас привлекло в нем в первую очередь:
Чтобы проверить правописание, я:
При воспоминании прочитанного, я:
Морской курорт для меня это:
Если выбирать самое важное для хорошего сна, то мне надо:
В ожидании чего-либо, в очереди я:
1__________ визуал
2__________ кинестетик
3__________ аудиал
фотографии к статье: Galina Volens-Nolens; Viktor Hanacek
У меня запахи главные напоминатели прошлого
А я кинестетик-аудиал)). Спасибо, Светлана.
Уже в 30 лет наткнулась на тест типа «кто вы: аудиал, визуал, кинестетик», результат выдал «кинестетик», раньше как то не задумывалась даже над этим, а тут стало интересно, перелопатила информацию на эту тему, действительно я кинестетик. Вспомнила как в школе постоянно рисовала в тетрадке всякую белиберду, фигурки, человечков, когда учитель объясняла, за это ругали и запрещали, заставляли смотреть на учителя и не шевелиться, а потом говорили родителям, что при высоких умственных способностях мне почему-то неинтересно на уроках )), а мне ж просто сложно было воспринимать инфу, даже интересную для себя, глядя в упор на учителя положив руки на парту, ну ведь реально все так! Выясняйте психотип своего ребенка и учебный процесс стройте не пренебрегая этим!